| ||||||
Общество Правозащитников МАЗЛУМ |
На главную страницу |
"Свой
путь
развития
Узбекистана"
- его
сторонники
и
противники Живя
в
современном
Узбекистане,
часто
приходится
слышать о
своем пути
развития
что это? Его
основные
характеристики
-
самодержавная
власть,
патернализм,
закрытость
страны от
внешнего
мира,
доминирование
интересов
государства
над
интересами
личности,
амбиции не
соразмеряемые
с реалиями
как во
внутренней
так и во
внешней
политике.
Предполагается,
что именно
такая
государственность
соответствует
особенностям
узбекского
народа, как
народа (их
врожденной
приверженности
коллективизму
и исламским
ценностям,
предрасположенности
к
патерналистской
опеке и т.д.).
Но так ли это
на самом
деле? Специально
проведенное
в регионе
социологическое
исследование
"Самоидентификация
узбеков в
начале XXI
века"
показало:
такие
особенности
действительно
свойственны
определенной
части
общества, но
эта часть
составляет
незначительное
меньшинство
населения. Убежденные
сторонники
"особого
пути" в
таких ее
проявлениях,
как
доминирование
государства
над
личностью,
патернализм
и
закрытость
страны,
составляют
менее 4 проц.
респондентов.
Невелик и их
резерв (16
проц.), в
котором
сохраняется
ориентация
на два из
трех
названных
признаков "особого
пути". В том и
другом
случае речь
идет о
группах
населения с
очень
высоким
процентом
пожилых
людей или
низким
уровнем
образования.
Между тем
сторонники
альтернативы
"особого
пути" (приоритет
интересов
личности, ее
самостоятельность
и
ответственность
за свою
жизнь,
открытость
страны)
составляют 43
проц.
населения
при численности
резерва (37
проц.). Развитие
узбекского
общества
вопреки
распространенному
мнению явно
направлено
в сторону,
противоположную
традиционализму.
Общество
это в
большинстве
своем
отторгает
отношение к
себе, как к
пассивному
объекту
государственного
управления
и
государственной
опеки. "
систему
опеки" оно
переросло
еще при
коммунистическом
режиме.
Дальнейшая
модернизация
блокируется
не
менталитетом
населения, а
руководящей
элитой, не
готовой и не
способной
управлять
свободными
людьми.
Стремясь
компенсировать
эту свою
неспособность,
она
реанимирует
три старых
мифа о
народе. Не самая
объективная
информация,
не "послушник"
и не "овца": Миф
первый о
безропотном
послушном
мусульманском
народе,
обладающем
уникальными
духовными
качествами
и
традициями,
которые
позволяют
ему
претендовать
на особую
роль в
истории. Но
эту роль,
согласно
данному
мифу, он
может
исполнить
только
благодаря
безоговорочной
преданности
и
беспрекословному
подчинению
государству,
в пользу
которого
готов
добровольно
отказаться
от своих
политических
и других
прав.
Усиленно
преподается
пример «взлета»
узбеков в
эпоху
Тимура. Миф
второй - о
народе-"овце",
состоящем
из инертных,
пассивных и
ленивых
людей, не
способных
на
самостоятельную
и
ответственную
инициативу,
и
нуждающемся
в кормежке
посредством
технологий
пропагандистского
обмана и
политических
механизмов
"управляемой
демократии".
Предполагается,
что только
при такой
опеке со
стороны
власти
можно
ввести его в
рыночную
экономику, к
которой он
исторически
не готов и
которую
отторгает. Первый
миф - о народе
как опоре
традиционализма.
Второй - о
народе как
помехе на
пути
модернизации.
Но в основе
обоих - одно и
то же
представление
о народе-подростке,
нуждающемся
в
родительском
присмотре. В
основе
обоих - одно и
то же
представление
о нем как о
народе
глубоко
консервативном,
стадно -
управляемом,
с
неразвитым
личностно-субъектным
началом. Оба
они
призваны
обосновать
необходимость
и
неизбежность
реанимации
"своего
пути", хотя и
ради прямо
противоположных
целей. В
первом
случае речь
идет о
реставрации
традиционализма,
а во втором -
о его
преодолении,
о попытках
легитимировать
модернизацию,
апеллируя к
традиционным
ценностям. И
оба эти
элитных
мифа о
народе
очень слабо
соотносятся
с
современными
жизненными
установками
и
представлениями
о себе
самого
народа, его
подавляющего
большинства.
Это
подтверждается
не только
данными об
отторжении
населением
традиционалистского
типа
культуры и
высокой
восприимчивости
к культуре
модернистской.
Аналогичные
тенденции
выявляются
и при
рассмотрении
других
ориентаций
и установок. Миф
третий:
отсутствие
системы
социологических
исследований
со стороны
государства
приводит к
массовой
фальсификации
действительной
картины
происходящего
в обществе. И
на сегодня
на наш
взгляд
наиболее
важное для
адекватной
оценки
происходящих
изменений
создание
альтернативной
системы
социологических
исследований. Постсентябрьские
события
приковали
внимание
международной
общественности
к
государствам
Центральной
Азии и этим
обстоятельством
не
преминуло
воспользоваться
Власть. Попытки
получить
большие
дивиденты
из
создавшейся
ситуации
привели к
искажению
действительной
ситуации в
регионе. За
разговорами
об угрозе
исламского
экстремизма
оставалась
в тени
реальная
угроза
социально-экономической
катастрофы. Протест
общества
выразился в
резком
увеличении
масштабов
миграции из
страны. При
полном
молчании со
стороны
структур
государства
ответственных
за судьбу
своих
граждан. Согласно
данным
совместных
социологических
исследований
неправительственных
организаций
России и
Гуманитарно
- правового
Центра (Бухара)
на март 2002
года: в
г. Москве и
Московской
области
находятся - 1млн.
825 тыс.
граждан
Узбекистана.
По
остальным
регионам
России
находится 5
млн. 375 тыс.
граждан
Узбекистана.
Большая
часть этих
людей
относится к
категории
трудовых
мигрантов. Основная
цель выезда найти
работу Гендерное
соотношение:
67% - женщины, 33%-мужчины Средний
возраст:
32-40 года, с
явно
выраженной
тенденцией
к
омолаживанию
мигрантов. Характер
деятельности:
70% - поденная
работа (разнорабочие) 30%-
организаторы
трудоустройства,
коммерческая
деятельность,
мелкое
производство) Легитимность
(регистрация
по месту
работы и
жительства)-12% Социальная
защита (страхование,
регистрация
стажа и т д) 8% Национальный
состав 92%
узбеки, 5% -
русские,
украинцы, 3% -
другие
национальные
группы.
Сезонность
определяет
количество
и гендерное
соотношение,
так в зимний
период
количество
трудовых
мигрантов
сокращается
в среднем на
55-60%, от общего
числа. Большая
часть
остающихся
в России
женщины от 65
до 70 % от
общего
числа. Характер
деятельности
меняется в
пользу
коммерческих
видов. По
данным
исследований
Гуманитарно-правового
Центра до 80%
выезжающих
на летний
период
составляют
выходцы
сельских
регионов, в
основном
распределяющиеся
по
следующим
регионам
России:
1.
Московская
область 35-40% 2.
Новосибирская,
Иркутская,
Тюменская,
Кемеровская
области 40 %.
3. Приморье
20-25 % До
65 %
выезжающих
в Россию
составляют
выходцы
западных
регионов
Узбекистана.
Остальные
распределяются
между
Ферганским
регионом и
центральными
областями
страны.
До 2000 года
преобладали
среди
выезжающих
женщины до 60%.
С 2002
года
соотношение
меняется, и
резко
возросло
количество
мужчин до 55 %.
Средний
заработок в
сезонную
миграцию от
200 до 500 USD в течении 3 4
месяцев.
До 90 %
выезжающих
по данным
опросов не
декларировали
истинную
цель выезда
из
Узбекистана,
не
регистрировали
документы о
въезде на
территорию
России,
Таким
образом в
отношении
этих людей
находящихся
на
территории
России,
вполне
применим
термин: «Нелегальные
мигранты».
Больше
всего
используется
термин: «пребывание
не
обоснованное
соответствующими
документами»
Такое
определение
делает не
легитимным
нахождение
мигрантов
на
территории
России, с
соответствующим
к ним
отношением
со стороны
различных
соответствующих
ведомств. Согласно
статистическим
данным на
июль 2001 года,
население
Узбекистана
составляло
25 155 064 человек. При
подобных
масштабах
трудоустройства
людей за
границей
страны
нетрудно
представить
конфликтные
последствия
введения
визовых
режимов в
основных
странах
въезда
России,
Казахстане. По
данным так
же
социологических
опросов
проведенных
в различных
регионах
Узбекистана
Гуманитарным
правовым
Центром в 2001-02 г.
всплеск
про
экстремистских
симпатий
отмечен в
районах не
отличавшихся
ранее
приверженностью
к
исламизации
Бухарском,
Сурхандарьинском
и
Кашкадарьинских
областях.
Областях с
наиболее
низким в
республике
жизненным
уровнем. 40%
опрашиваемых
на вопрос о
выборе
альтернативной
существующему
режиму
форме
правления,
выбрали
иранскую
модель
теократического
государства.
Эта
цифра
увеличивается
пропорционально
с
ухудшением
ситуации в
экономике. Отсутствие
альтернативы
выбора в
смене
Власти у
общества и
затягивание
со стороны
Властей
Узбекистана
вопроса
регистрации
реальных
оппозиционных
партий
демократического
направления,
может
привести и
ведет к
росту
сторонников
исламских
партий в
обществе
Узбекистана.
Исследования
проведенные
Гуманитарно
-правовым
центром
были
направлены
на
выяснение
объективного
взгляда
Узбекского
общества на
две
проблемы: 1.
Отношение
общественных
слоев к
распространению
религиозных
течений и в
частности
Хизб ут
Тахрир и его
последствия. 2.
Отношение
общества к
появлению
американских
солдат в
Узбекистане. Исследования
проводились
в обоих
направлениях
в течении
промежутков
от 6 месяцев
до 5 лет. В
первом
исследовании
проведенном
в 1997 году на
вопрос : Как
вы
относитесь
к появлению
новых
разновидностей
Ислама в
Узбекистане
не
традиционных
и не
характерных
для региона?
Ответ
нам все
равно, но
если будут
мешать жить
мы будем
искоренять ,
дали 78%.
Остальные
отнеслись
крайне
негативно и
были готовы
помочь
Властям в
выявлении
последователей
этих
течений. На
этот же
вопрос
поставленный
в 2002 году
85%
опрошенных
приветствовали
появление в
лице
экстремистких
течений,
видя в них
силу
способную
изменить
положение в
стране и
обещали
полную
поддержку
для
свержения
существующего
режима
Каримова.!?
Второе
исследование
проводилось
в районе
аэродрома
Ханабад
Каршинской
области
Узбекистана,
где
находятся
американские
военнослужащие. Было
опрошено 80
семей из
ближайших
селений. Первый
опрос был
проведен в
декабре 2001
года. На
вопрос: Как
вы
относитесь
к
американским
солдатам
живущим
рядом с вами? 85%
ответили
что им все
равно кто
это и из
какой
страны что
россияне,
марсиане
или
американцы. Остальная
часть
относилась
к появлению
с
одобрением,
считая что
появление
американских
солдат в
регионе
поможет
приблизить
демократические
перемены.
Тот же
вопрос
заданный в 2002
году в июле
показал
совершенно
противоположные
результаты Более
80% считали
что режим
Каримова
держится
благодаря
поддержке
США и его
военному
присутствию
в регионе.?! Тревожит
прямая
зависимость
роста
антикаримовских
и
антиамериканских
настроений
в Узбекском
обществе,
при этом
выбор
средств
ликвидации
режима
обществом
безальтернативен
и опирается
в основном
на
религиозные
движения. Это
еще раз
подчеркивает
необходимость
скорейшей
легитимизации
светских
оппозиционных
сил в
Узбекистане.
ШУХРАТ
ГАНИЕВ rights1@rol.ru
ГУМАНИТАРНО
ПРАВОВОЙ
ЦЕНТР ВАРШАВА
2002.09.11
|
| ||
[ Sign our Guestbook] -
[Read our
Guestbook ]
[Guestbook by TheGuestBook.com]