MAZLUM
Mazlumuz  MAZLUM

WorldBookDealers                                                                                 Общество Правозащитников  МАЗЛУМ

                                                             На главную страницу         

СВОБОДОЛЮБИВЫХ УЗБЕКОВ ПРИТЕСНЯЮТ ДАЖЕ В МОСКВЕ
Ольга Алленова, Коммерсантъ, 21.06.2001, с. 7Правозащитники из России поддержали диссидентов в Азии.
Вчера в Институте развития прессы московские правозащитники обсуждали проблему государственного террора в странах Азии. Они обвинили в провоцировании исламского экстремизма и радикализма не только лидеров Узбекистана и Туркмении, но и московскую милицию и Генпрокуратуру России.
Больше всего нарушают права граждан в Узбекистане и Туркмении, считает директор Информационного центра по правам человека в Центральной Азии Виталий Пономарев. В этих государствах, которые правозащитники назвали тоталитарными, "полностью отсутствует свободная пресса, запрещены какие-либо религии, кроме православия и ислама, а оппозиционно настроенных граждан сажают в тюрьмы, где многих после пыток убивают". В Узбекистане, по словам господина Пономарева, более 7,5 тыс. политзаключенных, которые содержатся в лагере смерти в пустыне Жаслык. Правозащитникам даже известны имена десяти узников, "умерщвленных на стадии предварительного следствия".
Рост политических репрессий только способствует дестабилизации обстановки в регионе, именно поэтому, убежден господин Пономарев, исламский радикализм в азиатских странах получил такое развитие: "Тотальное преследование и разгром светской оппозиции в начале 90-х создали внутри Узбекистана тот вакуум, который сейчас заполнила радикальная идеология, и в этом виновен прежде всего сам Каримов". Наиболее крупной оппозиционной исламской партией в Узбекистане считается "Хизб ут-тахрир", численность членов которой за последние два года достигла 20 тыс. Именно против этой организации в Узбекистане проводятся самые жестокие репрессии, утверждают правозащитники. "На каждый регион спускаются черные списки по ваххабитам и экстремистам, - сообщил Виталий Пономарев, - и в эти списки попадают прежде всего члены 'Хизб ут-тахрир', потому что они оппозиционеры. Преступлением является даже хранение двух листовок с критикой режима. Эти люди не имеют никакой возможности оправдаться".
В последнее время, заявили правозащитники, к гонениям на свободолюбивых узбеков подключилась и московская милиция. По запросам из Узбекистана в Москве проводятся аресты граждан этой страны, причем, "арестовывая гражданина Узбекистана, сотрудники милиции уверены, что этот человек совершил преступление, и бросают его в камеру к ворам и убийцам, а он всего-то противник режима". Фактически всех задержанных Генпрокуратура РФ передает Узбекистану, где многие из этих людей погибают, и в их смерти виновны российские блюстители порядка, считают правозащитники. Более того, Россия таким образом нарушает международную конвенцию о невыдаче, согласно которой выдаче подлежат лишь граждане, совершившие у себя на родине такой поступок, который расценивается как преступление и по законодательству других государств.
На вопрос, не оправдывают ли российские правозащитники исламский экстремизм, господин Пономарев ответил, что в Узбекистане и Таджикистане люди не по своей воле стали экстремистами, а потому, что у них просто нет другого способа защитить свою свободу. Правозащитники считают, что внутренняя политика, проводимая господами Каримовым и Ниязовым, провоцирует гражданскую войну и что на лидеров этих азиатских стран необходимо оказывать международное давление, иначе "мы можем стать свидетелями новых войн и потрясений".

Ташкент, Узбекистан. - Исламские экстремисты, хотя они и были отлучены от власти в Афганистане, до сих пор имеют неплохие шансы захватить власть в некоторых соседних государствах. Одним из них является страна, которая в ходе недавнего кризиса сильнее всех сблизилась с Западом. Жестокая политика Узбекистана, направленная на подавление исламских активистов, может вызвать совершенно противоположные последствия.

Узбекистан является самым важным стратегическим государством экс-советской Средней Азии, давним центром исламского учения, и путеводной звездой для этнических узбекских меньшинств в соседних странах. Если волне религиозного фанатизма суждено лишить власти президента Узбекистана Ислама Каримова, то возникнет она как раз на искусственных государственных границах, унаследованных с советских времен.

В свете ужасных событий 11 сентября такие угрозы, естественно, занимают второе место в расчетах Соединенных Штатов. Вашингтону срочно нужен был доступ к воздушным базам недалеко от границы с Афганистаном, и г-н Каримов не сомневаясь ответил предложением сотрудничества. Коммерческие авиалайнеры, приземлявшиеся в прошлом месяце в главном гражданском аэропорту Ташкента, следовали по полосе непосредственно мимо транспортного самолета ВВС США; ни одна из сторон не старалась скрыть американского присутствия.

Однако, трезвая политика уступает место немедленным тактическим нуждам. Наиболее серьезная долгосрочная угроза стабильности и свободе Узбекистана исходит от самого правящего режима . В стране, 80 процентов населения которой проповедуют ислам, правительство проводит самую агрессивную антиисламскую политику на территории бывшего Советского Союза. Живущий в Москве узбекский эмигрант обладает большей свободой следовать своей религии, чем его родственники на исторической родине.

В Ташкенте в разговоре с представителями института Кестона, оксфордского исследовательского центра, наблюдающего за соблюдением религиозных свобод, местный парикмахер сказал, что он забыл, как подравнивать бороды, потому что, по его словам: "Бороды в нашей стране запрещены". Хотя никаких официальных законов не существует, другие источники также подтвердили, что носить бороды рискованно. Мужчина, имеющий этот традиционный признак уважительного отношения к мусульманской религии, если только он не пожилой, скорее всего будет задержан и направлен в полицию для допроса как "подозрительная" личность. Женщины с традиционными накидками, закрывающими лицо, также могут быть подвергнуты дискриминации.

Уголовный кодекс Узбекистана включает неясно сформулированный запрет на использование религии "в целях нарушения гражданского согласия". Закон 1998 года определяет, что только организации, официально зарегистрированные в министерстве юстиции - которое всячески препятствует предоставлению такой регистрации - могут осуществлять любую религиозную деятельность. В Узбекистане можно увидеть много зданий, использовавшихся ранее как мечети, однако в настоящее время закрытых властями.

Г-н Каримов, возглавлявший Коммунистическую партию Узбекистана в советские времена, возродил советскую практику подробного регулирования религиозной жизни. В стране, не обладающей какими бы то ни было традициями политической свободы, мусульманские учреждения контролируются Духовным Управлением мусульман Узбекистана, по сути - государственным агентством. Советник руководителя Управления заявил нам, что он полностью поддерживает политику г-на Каримова.

В августе правозащитная организация "Human Rights Watch" опубликовала подробную записку о религиозных преследованиях в Узбекистане, в основу которой легли сотни опросов. Вывод записки: тысячи мусульман Узбекистана были "задержаны, подвергнуты пыткам и мучениям, помещены в тюрьмы", в то время как "очень в небольшом количестве случаев власти предоставляли достоверные доказательства в поддержку своих обвинений в нарушении закона". Власти страны преследовали "людей, молившихся в мечетях, не контролируемых правительством; людей, принадлежавших исламским организациям, не зарегистрированным в официальном порядке; тех, кто имел на руках исламскую литературу, выпущенную не правительственными организациями; или тех, кто собирался в частном порядке для молитв или изучения ислама, обращая на них внимание только за то, что они мирно выражали свои религиозные убеждения".

Институт Кестона задал нашим источникам вопрос о том, известны ли случаи, когда такие религиозные верующие были обвинены в соответствии с уголовным кодексом, но затем признаны невиновными. Не было приведено ни одного случая. Условия содержания в тюрьмах бесчеловечны и, как нам сказали, нередки случаи пыток и смерти. Один вышедший недавно на свободу заключенный рассказал нам, что тюремщики били его только за то, что он молился. Осуществляющееся в советском духе "закручивание гаек" также затрагивает и родственников заключенных, увеличивая тем самым количество недовольных.

Некоторые силы готовы использовать такое печальное положение дел. Исламское движение Узбекистана недвусмысленно настроена насильно свергнуть нынешний режим и заменить его исламским государством. Оно начало осуществлять вооруженные нападения на Узбекистан с заграничных баз. Менее экстремальным является узбекское отделение международной организации "Хизб - ут - Тахрир" (Партия свободы), которая выступает за объединение всех мусульман мира в единый халифат. Несмотря на то, что в прошлом эта партия публично отвергла вооруженные методы борьбы, ее заявления приняли резко антизападный характер после событий 11 сентября. "Хизб - ут - Тахрир" разделяет враждебную позицию Исламского движения Узбекистана по отношению к западной цивилизации, а также присущий этой партии антисемитизм. Ее подпольные активисты сообщили представителям института Кестона, что такие страны, как Соединенные Штаты и Великобритания, являются порождением дьявола.

Поэтому вопрос заключается не в том, существует ли для Узбекистана угроза со стороны религиозных экстремистов. Она существует. Вопрос в том, ослабят или усилят эту угрозу суровые методы нынешнего режима. Председатель Независимого общества прав человека Узбекистана Михаил Ардзинов сказал нам: "Проблема в том, что г-н Каримов ведет войну не только с экстремистами, но и со всеми серьезно верующими мусульманами".

Эта война затрагивает и религиозные меньшинства. Баптистский пастор из Ташкента сообщил сотрудникам института Кестона, что ему не удалось официально зарегистрировать свою общину, так как для властей было бы странным разрешать открытие христианских церквей после того, как она закрыла такое большое количество мечетей. Режим ввел строгие ограничения на ввоз Библий и другой религиозной литературы. К сожалению, государственный департамент США не ответил даже таким простым шагом, как отнесение Узбекистана к "странам особого внимания" в соответствии с законом США 1998 года "О международной религиозной свободе".

Заключенный после 11 сентября союз с г-ном Каримовым ставит Соединенные Штаты в двусмысленную позицию, так как они поддерживают режим, который, по сути, объявил войну исламу как религии. Это подтверждает заявления экстремистов, считающих, что Соединенные Штаты сражаются не с терроризмом, а с исламом в целом. Вашингтон не должен забывать последствий своей политики 70-х годов, когда он закрывал глаза на преследование мусульман другим светским авторитарным, однако "проамериканским" правителем, Шахом Ирана.

Информационный центр  Общества правозащитников   MAZLUM 

 MAZLUM MAIL

 Ваше имя:  Пароль:

  Нужен  новый электронный адрес?

   

                Sign Up with mazlum mail

Technical Support Help Password Reminder

                                              world1000

[ Sign our Guestbook] - [Read our Guestbook ]
[Guestbook by TheGuestBook.com]

The Hunger Site 

© Ваши замечания по  сайту

Hosted by uCoz